Руководитель ОС ООО "ЦИС" выступила с докладом на XVI Всероссийском Форум-выставке "ГОСЗАКАЗ"

 

         С 24 по 26 марта на площадке ВДНХ (г. Москва) при участии Федерального казначейства проходит XVI Всероссийский Форум-выставка "ГОСЗАКАЗ", на котором, Руководитель ОС ООО"ЦИС" Морозова Наталия Валерьевна выступила с докладом "Текущая ситуация с обеспечением выполнения требований документов по стандартизации на системы менеджмента качества в организациях ОПК".

     На сегодняшний день ситуация на рынке складывается таким образом, что надежно закрепиться на нем невозможно без предоставления гарантий высокого качества выпускаемой продукции, а в частности без разработки и внедрения на предприятии системы менеджмента качества.

     Ведь одним из лицензионных требований согласно постановлению Правительства РФ от 13 июня 2012 года № 581, предъявляемых к соискателю лицензии (лицензиату) на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники является: наличие системы менеджмента качества, созданной и функционирующей, согласно требованиям стандартов ИСО 9000 и государственных военных стандартов.

     Наличие СМК подтверждается заявлением руководителя организации на основе результатов внутреннего или внешнего аудита либо копией сертификата соответствия системы менеджмента качества.

     Сертификация систем менеджмента качества на предприятиях является добровольной, если это не указано в контракте (договоре) с заказчиком и в соответствии с п.20 постановления Правительства РФ от 11 октября 2012г. № 1036 "Об особенностях оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу ..."): "Сертификация системы менеджмента качества организаций, осуществляющих деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники, осуществляется в рамках систем добровольной сертификации, а также в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в рамках систем обязательной сертификации".

     И вот тут перед нами встает вопрос о легитимности выданных сертификатов соответствия.    

     В сфере добровольного подтверждения соответствия работает порядка 2000 систем добровольной сертификации в гражданской сфере, в области сертификации предприятий российского оборонно-промышленного комплекса свои услуги предоставляют примерно 30 систем добровольной сертификации и с каждым днем число систем добровольной сертификации только растет.

     Неконтролируемый рост количества СДС, в том числе в ОПК, привел к появлению множества систем, созданных на базе органа, либо центра по сертификации и, тем самым, упростивших себе все возможные проблемы контроля за выдаваемыми сертификатами. Сами выдали - сами проконтролировали. Такие Системы, неподконтрольные никому, напоминают магазины по продаже сертификатов. На их сайтах можно встретить объявления о сезонных скидках, бесплатной доставке в любую точку России и т.д. Что ставит под сомнение достоверность и объективность сертификатов.   

     В прошлом году СДС «Военный Регистр» исполнилось 20 лет со дня ее создания. Начиная с 2000 года, Система сумела объединить большинство органов по сертификации и испытательных лабораторий, работающих с предприятиями ОПК для одинакового понимания участниками сертификации требований к процедурам сертификации и ценовой политике по осуществлению добровольного подтверждения соответствия. Опираясь на международные и национальные стандарты, законодательную и правовую базу Российской Федерации в СДС «Военный Регистр» была разработана стройная система требований, направленных на обеспечение объективности и достоверности сертификатов соответствия. Все они изложены в руководящих документах Системы и используются всеми её участниками.

     Сегодня, мы можем заявить, что СДС «Военный Регистр» является одной из самых крупных и надежных систем добровольной сертификации в ОПК, и имеет мощный научный и методический потенциал. Сертификат, имеющий Знак соответствия Системы добровольной сертификации «Военный Регистр», имеет высокую степень доверия как к самому предприятию, так и к органу его выдавшему.

     Теперь вернемся обратно к лицензионному требованию о наличии системы менеджмента качества, созданной и функционирующей согласно требованиям стандартов ИСО 9000 и государственных военных стандартов.    

     Ключевым стандартом на СМК в ОПК на сегодняшний день является ГОСТ РВ 0015–002–2012 в основе которого заложены требования национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9001–2008. Но время идет, международные стандарты ИСО серии 9000 пересматриваются примерно каждые 5-7 лет, и с 01 ноября 2015 года Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии вводит в действие обновленную версию ГОСТ Р ИСО 9001-2015 идентичную международному стандарту ИСО 9001:2015. Организации пытаются провести анализ всех изменений, но это не просто, т.к. стандарт пересмотрен кардинально, и в частности введен риск-ориентированный подход. И у организаций встал вопрос - каким образом будет произведено совмещение военного и национального стандартов.

     Разработка государственного военного стандарта ГОСТ РВ 0015–002, осуществлялась в соответствии с Планом стандартизации военной продукции на 2018 год. Процесс разработки, а точнее согласования стандарта, сильно затянулся.

     ГОСТ РВ 0015–002–2020 вводится в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 декабря 2020 года № 132-ст с 05 мая 2021 года. На данный момент времени официальная редакция стандарта не представлена и не известно будет ли переходный период на внедрение новой версии. Конечно в узких кругах рассматривается «последняя» исправленная версия этого стандарта, даже некоторые учебные центры проводят по ней обучение, но пока мы не имеем официальной версии, я считаю, обсуждать его изменения не имеет смысла. Одно можно сказать, что стандарт построен на базе ГОСТ Р ИСО 9001–2015, но уже не за горами выход новой версии ИСО 9001, а, следовательно, стандарт ГОСТ РВ 0015-002-2020 опять потеряет свою актуальность.

      Так как мы участвуем в заседании Комитета по информационно-коммуникационным технологиям, рассмотрим какие используются инструменты по повышению результативности систем управления качеством, применяемые в организациях ОПК. К ним относятся: 1С, 5С, Битрикс24, 6 сигма, Кайдзен, Бережливое производство, проджект, Эджаэл и собственные разработанные программные продукты организаций. Данные инструменты позволяют систематизировать и контролировать выполняемые задачи, что приводит к сокращению допущения ошибок в работе, сохранению информации и снижения количества документов на бумажном носителе. К сожалению, некоторые требования ГОСТ РВ 0015-002-2012 пока не позволяют сокращать документы на бумажном носителе, о чем забывают организации при переходе и внедрении новых информационных технологий.

     Если вернуться к вопросам СМК и их эффективности, то на данном слайде наглядно приведено процентное соотношение несоответствий, выявленных в организациях, при проведении аудитов третьей стороной, т.е. аудиты проводимые органами по сертификации.

     Мы видим, что слабыми местами организаций являются –управление оборудованием для мониторинга и измерений, документированная информация (особенно касающаяся приобретения и порядка внедрения государственных военных стандартов), производство и обслуживание, человеческие ресурсы и закупки.

     Какой вывод можно сделать? За счет нестабильной финансовой ситуации в стране, организации вынуждены экономить и сокращать расходы на внутренние потребности, что приводит к сокращению численности компетентного персонала и увеличению нагрузки на сотрудников. Это приводит к сокращению времени на изучение, внедрение и реализацию требований стандартов, возложению и совмещению дополнительных должностных обязанностей, как следствие выявление несоответствий при проведении аудитов.

Текущая мировая ситуация, связанная с распространением коронавирусной инфекции, отразилась и на работе предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ. Но остановить производственный процесс по разработке и поставкам ВВТ невозможно и губительно для национальной безопасности государства, а, следовательно, и процесс оценки соответствия систем менеджмента качества также не остановить.

     Благодаря специалистам Центрального органа Системы добровольной сертификации «Военный Регистр», разработан и успешно внедрен регламент проведения удаленного аудита с использованием информационно-коммуникационных технологий. Но работая с предприятиями, выполняющими государственный оборонный заказ, органы столкнулись с трудностями, что в силу защиты информации, составляющей государственную тайну, проведение аудита с использованием информационно-телекоммуникационных средств не представляется возможным. Исходя из этого, Регламентом предусмотрена возможность продления срока действия сертификата на период, не превышающий 6 месяцев после первоначальной даты истечения срока действия сертификата. По итогам проведения удаленных аудитов, участники в целом положительно оценили проведение аудитов в дистанционном формате.

     Еще один момент, на котором бы хотела остановится это введение с 1 ноября 2020 года Единого кодификатора предметов снабжения для федеральных государственных нужд ЕК 001–2020  взамен ЕК 001-2014 без переходного периода. Кодификатор начали официально распространять через отдел ограниченного распространения ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» с середины февраля 2021 года. А с 12 марта 2021 года ЕК 001-2020 отозвали из тиража, из-за допущенных в нем ошибок, а также стали изыматься из обращения экземпляры уже официально распространенных. Но кодификатор действует уже почти 5 месяцев и сколько будут вноситься изменения неизвестно. Как работать сертифицированным заказчикам, органам по сертификации по новому или старому кодификатору? Как быть с получением или переоформлением лицензии на осуществление деятельности в области ВВТ? Одни вопросы, а ответов на них пока никто не дает.    

     Аналогичная ситуация не только с ЕК 001, но и со всеми документами по стандартизации с пометкой «ДСП», которые в соответствии с законом РФ от 21.07.1993г. № 5485-1 «О государственной тайне», для работы с ними, не требуют наличия лицензии на проведение работ со сведениями составляющими государственную тайну. Но, все равно, для получения Указателей или текстов государственных военных стандартов заявитель должен предоставить нотариально заверенною копию лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, гарантийное письмо руководителя организации-заявителя о наличии условий для хранения документов имеющих гриф "для служебного пользования", а также лицензию на осуществление деятельности в области вооружения и военной техники в установленной сфере, либо уведомление государственного заказчика или военного представителя об осуществлении деятельности заявителем в сфере государственного оборонного заказа. Но выполнение всех требований не гарантирует, что вы в скором времени увидите сам стандарт, т.к. процесс от подачи заявки до получения стандарта в среднем составляет от двух, трех месяцев и более.

     Так как мы живем во времена цифровой экономики и получение большинства услуг у нас переведено в электронный вид и средний срок исполнения составляет до 30 дней, а в вопросах стандартизации оборонной продукции мы отстаем очень сильно. Поэтому предлагаю внести в Протокол нашего заседания вопрос о внедрении информационно-коммуникационных технологий для ускорения процесса приобретения документов по стандартизации оборонной продукции, т.к. залог качества продукции – это выполнение всех заданных требований, в том числе ГОСТов.